Скамейка Врубеля в усадьбе Абрамцево и возрождение русской майолики

Скамья Врубеля одна из ярких точек притяжения усадьбы Абрамцево. Возможно, сама личность Михаила Врубеля, его яркий, глубокий и тяжелый проникновенный стиль и побуждают увидеть это творения великого художника
Также вы можете прочитать этот материал на канале 100 Дорог на портале Яндекс.Дзен

Конечно, мы все знаем знаменитые Врубелевские пано на фронтонах фасадов Метрополя и вроде бы какая-то скамейка в усадебном парке не должна привлекать столько внимания, но она стоит того, чтобы постоять у нее и рассмотреть изразцы, ее украшающие.

О Скамейке Врубеля не так много пишут и многие в усадьбе проходят мимо, только взглянув, идут дальше. Возможно, причина в том, что она закрыта лаконичной защитной конструкцией и похожа больше на парник , чем на ценное произведение искусства. Стекла конструкции бликуют, и сложно рассмотреть эту уникальную модерновую достопримечательность ближе и внимательнее.

Скамья Врубеля расположена в юго-восточной части территории усадьбы, рядом с Мастерской построенной по проекту В.А. Гартмана в 1873 году.

Известность к этому месту пришла в 1870-х, когда богатый промышленник Савва Мамонтов купил усадьбу Абрамцево у известного писателя С.Т. Аксакова. Имя Саввы Мамонтова неотделимо от истории русского искусства. Он — покровитель художников и сам художник-любитель, владелец и организатор не менее знаменитого оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин.

Талантливый человек с кипучей энергией, Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. Перейдя в его руки, Абрамцево стало центром притяжения лучших творческих личностей Москвы, которые стали приезжать, гостить и работать здесь.

В усадьбе был создан абрамцевский художественный кружок, в котором состояли художники разных поколений. Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, скульптор Марк Антокольский, Константин Коровин, Валентин Серов, Мария Якунчикова – далеко не полный перечень бывавших здесь талантов. Тон в кружке задавал Савва Иванович Мамонтов, энергия которого соединялась с романтической преданностью искусству и верой в то, что истина в красоте.

А в конце 1880-х здесь была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью.

Возможно, главной причиной организации этой керамической мастерской стала идея возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей, т.к. уникальные печи усадьбы с многоцветными изразцами XVII века были разрушены.

Так или иначе, но мастерская была создана и стала настоящим центром русской культуры того времени. В этих мастерских пробуют свои силы многие, но наибольший вклад внесли именно Михаил Врубель и Петр Ваулин .

Михаил Врубель — художник большого таланта работы с декором и поднимает это утилитарное ремесло до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры. Благодаря его работе в морозовской мастерской в традиционной скульптуре проявился цвет во всем его великолепии.

В самом начале знакомства с меценатом Савва Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой натурой в соединении с даровитостью, а хозяин Абрамцево, видимо, сразу оценил по достоинству талант Врубеля. Уже через два месяца после первого знакомства, Врубель поселился в его гостеприимном доме и стал своим человеком у него в семье.

Петр Ваулин — молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, с воодушевлением принимающий задачу возрождения русской майолики. Он разработал новый технологический процесс, создал несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открыл забытый способ восстановительного обжига.

В мастерской, под патронажем С.И. Мамонтова, совместная работа гениального художника и талантливого химика-керамиста дала потрясающий результат, оказавший влияние на все виды русского искусства. Начало работам в керамико-художественной мастерской положили проекты Врубеля: печи для усадебного дома абрамцево и его флигелей.

Достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками — и в России, и за ее пределами. Работы из мастерской занимали почетные места на российских и международных выставках. Составы покрытий были уникальны.

Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури. При изготовлении тонкой, полупрозрачной пленки в нее добавлялись различные металлы, в том числе золото, платина, серебро, медь и она превращалась в красочную драгоценность после обжига, приобретая металлический блеск и сказочное сияние.

Сказочная скамья врубеля была установлена в 1915 году — через пять лет после смерти М.И. Врубеля на насыпном участке парка усадьбы. Скамья сделана в Абрамцевской керамической мастерской и декорирована изразцами, созданными по эскизам Михаила Врубеля. Часть утраченных изразцов реставрировано по технологии абрамцевской керамик

Украшают скамью изображения птицы-сирин. Об этих птицах упоминают русские летописи, ее изображения сохранились в иллюстрациях к древним рукописным книгам и в ювелирных изделиях древней Руси.

Кто они, эти загадочные птицы-девы и что хотел сказать нам художник, изображая их в своих работах… сегодня остается только строить предположения

Ранее мы писали: Виа феррата — самые захватывающие маршруты Европы