В Москве состоялся XIII ежегодный фестиваль «Из Венеции в Москву»

Традиционную ретроспективу, организованную Итальянским Институтом культуры в Москве при сотрудничестве с Венецианской Биеннале и под патронажем Посольства Италии,  открыли в киноцентре «Октябрь» посол Италии в России Джорджо Стараче и директор Итальянского института культуры в Москве Даниэла Рицци. Они отметили, что уже традиционно, каждый год российскому зрителю предлагается подборка самых ярких итальянских фильмов, представленных на Венецианском международном кинофестивале. В этот раз фильмом-открытием стал «Король смеха» режиссера Марио Мартоне. Это красочная биография неаполитанского комедиографа Эдуардо Скарпетты о природе творчества и семейственности с Тони Сервилло в главной роли.

В целом, программа 2022 года представила  10 итальянских хитов 78 Венецианского международного кинофестиваля, среди которых биографии, драмы, комедии и документальные истории на языке оригинала с русскими субтитрами. Джорджо Стараче заметил, что такие кинофестивали сегодня важны, как никогда. – В моем восприятии, язык искусства, кинематографа – это общий, понятный всем язык, который объединяет, а не разделяет. Итальянское кино всегда было социальной направленности, в нем всегда было много свободы, выражения идей и мнений. И очень здорово, что российские зрители могут увидеть в этих фильмах настоящую Италию.

«Уникальная Россия»: объединение через культуру

Подводя итоги II Художественно-промышленной выставки-форума «УНИКАЛЬНАЯ РОССИЯ», прошедшей с 27 января по 13 февраля, организаторами было отмечено, что она уже стала культурным событием федерального уровня, объединив внутри Гостиного двора в Москве 20 выставочных проектов, более 1500 художников и мастеров со всей страны, включая творческие коллективы из 56 регионов России. В год  культурного наследия народов России,  выставка показала современную Россию во всем богатстве и красоте ее художественных смыслов. Живопись, ювелирное искусство, скульптура, архитектура, народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство, историко-музейная экспозиция, церковное искусство, художественная фотография, антиквариат: работ и экспонатов было так много, что все участники не смогли разместиться в Гостином дворе даже на площади 10 000 кв. метров.  Поэтому за три недели, пока длился форум, экспозиция сменялась дважды, предоставляя место все новым арт-объектам.

Каббала. Тайны мироздания
 
23 марта в новом пространстве Еврейского музея и центра толерантности откроется масштабный выставочный проект «Каббала. Тайны мироздания», посвященный одному из самых загадочных явлений иудаизма и мировой культуры — учению каббалы. Уникальное сочетание исторических артефактов и современного искусства художников мировой величины раскроет зрителям все аспекты мистического знания от его истоков до современных интерпретаций.

По словам организаторов,  выставка призвана подробно рассказать зрителю о том, какое влияние каббала оказала на визуальную культуру ХХ столетия. Откроется экспозиция инсталляцией американского художника Александра Горлина, представляющей собой «пространство декомпрессии», пройдя через которое зрителям предстоит оставить за его пределами будничную обыденность и оказаться в мистическом пространстве каббалы.

Основные положения учения и определенные вехи в его развитии представлены в девяти разделах выставки, где древние еврейские артефакты (редкие манускрипты, свитки, амулеты) соседствуют с произведениями современности (работами Марка Шагала, Ансельма Кифера, Рона Китая, Михаила Гробмана, Евгения Гора, Гриши Брускина, Гиоры Арони, Сигалит Ландау и многих других).

Проект осуществлен при поддержке Еврейского музея Амстердама и основан на выставочном проекте, представленном в 2018 году в Еврейском музее Вены (кураторы — Клаус Давидович и Домагой Акрап) и в 2019 году в Амстердаме (кураторы — Мирьям Кноттер и Александр Горлин). Произведения для выставки предоставили музейные и частные коллекции, а также библиотеки и архивы России, Европы, Израиля и США.

«Графические прогулки» в Центре Гиляровского 
  
С 24 февраля — 3 апреля 2022  в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, проходит выставка художников «Простой школы». Экспозиция под названием «Графические прогулки» представит нетипичный взгляд на столицу через рисунки 24 художников. «Простая школа» — это школа искусств, дом культуры и сообщество, в котором люди учатся мастерству, развивают внимание и совершенствуют взаимодействие с собой и другими. «Графическая мастерская» — одна из учебных групп школы, которой руководит художник Дмитрий Горелышев.

Участники рисуют с натуры и по воображению, изучают возможности разных техник, занимаются печатной графикой и иллюстрацией. Каждое лето «Графическая мастерская» рисует в городе и на выставке представлена графика участников мастерской, преподавателей и сотрудников школы. Часть работ сгруппирована в экспозиции по темам-упражнениям: «Ночь», «Гуашь», «Деревья», «Длинная выдержка», «Абстракция», «Красота неприглядного» и т.п. Такие упражнения ставили перед группой общую задачу, в русле которой участники находили собственный интерес и поводы для рисования. Чтобы впечатление от работ было более полным, художники написали для экспозиции небольшие заметки-воспоминания о местах, где были сделаны рисунки.

Из этой мозаики рисунков и воспоминаний складывается многогранный и личный образ Москвы. «Графическая мастерская» — это не только опыт необычного взгляда на город, но и лаборатория, в которой формируется современная визуальная культура репрезентации Москвы. Одна из тем выставки — переход от натурных набросков к созданию книжной иллюстрации. Упражнения фокусируют внимание художников на необычных темах и вдохновляют на исследование. Так, одним из итогов работы в мастерской стала книга художницы Тани Борисовой «Привет, Москва!», которая вышла в издательстве Ad marginem в конце прошлого года.

«ВАЛЕРИЙ КОШЛЯКОВ. DOMUS MAXIMA»

С 3 марта – 12 июня 2022 Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представит новый проект известного классика русского современного искусства Валерия Кошлякова.

Архитектура всегда была главной темой творчества Валерия Кошлякова. Никакое другое искусство не присутствует настолько масштабно в человеческой жизни, и потому архитектура является мощным средством воздействия на нее. Кошляков рассматривает архитектуру как поиск идеала среди огромного множества идей. Идей, как изначально утопических, так и реализованных, и превращенных в чисто художественные образы. Вдохновившие мастера архитектурные проекты, их авторское осмысление и взаимосвязи, воплощены в больших живописных панно и взаимодействующих с ними обломках выброшенной людьми старинной мебели, которые художник превращает в выставочные объекты.

Экспозиционное пространство Государственного музея архитектуры в анфиладе жилой усадьбы XVIII-XIX веков принципиально отличается от современных галерей с белыми стенами и ставит перед Валерием Кошляковым новую задачу: создание выставки на основе диалога между историей и актуальной жизнью. Художник пишет картины к найденной им на улицах Парижа выброшенной мебели. Предметы мебели в концепции Валерия Кошлякова становятся «зданиями», и как восприятие старинных зданий меняется в зависимости от того, как меняется среда вокруг них, так и наше восприятие мебели меняется от того, в какой интерьер мы их поместим.

Живопись Кошлякова вступает в диалог с предметами, выброшенными из их родного контекста, тем самым делая их архитектоничными. Они напоминают памятники архитектуры, которые существуют в пространстве постоянно обновляемых городов. Зрителю предлагается пройти по восьми залам музейной анфилады, каждый из которых посвящен определенной теме: культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения, архитектурные утопии и фантазии, интерьеры, русская архитектура и, наконец, модернизм и современный постмодернизм. Художник задает вопрос: для чего человеку нужна архитектура, и в какой архитектуре ему хочется существовать.

«Формула Рукоделия»

Масштабное мероприятие в России, посвященное рукоделию и творческому хобби проходит в концертно-выставочном зале Main Stage с 24-27 февраля. Тема весенней выставки – «Домашний зоопарк».

На мероприятии будут представлены материалы и инструменты для всех видов рукоделия, наборы для творчества, а также авторские изделия ручной работы, книги, посвященные рукоделию. Широкий ассортимент качественных товаров и услуг продемонстрируют участники – компаний индустрии, творческих объединений и частных мастеров. Весенняя «Формула Рукоделия» – праздник для тех, кто любит творчество и живое общение, запасается вдохновением и подарками! На весенней «Формуле Рукоделия» компании-производители, магазины, творческие мастерские, дизайнеры и мастера, издательства, учебные центры представят материалы для творчества, а также готовые авторские работы и книги по рукоделию.

На одной площадке соберутся около 400 компаний-участников, от крупных производителей и издательств до частных мастеров. В зоне мастер-классов все желающие  смогут познакомиться с мастерами и обучиться новым приемам и техникам.  На стенде редакции «Formula Рукоделия» также будет работать рукодельный буккроссинг, куда можно отнести лишние книжки и журналы по рукоделию. А самые старые книги и журналы организаторы сохранят для будущего Музея рукоделия!

«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества» в Коломенском

с 1 марта по 15 мая  музей-заповедник «Коломенское» проведет масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция будет представлена во Дворце царя Алексея Михайловича. Проект посвящен 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века. Более 400 предметов XVI – начала XX вв. расскажут об истории старообрядчества в России, многие из которых зрители увидят впервые.

Выставка будет сопровождаться уникальным vr-контентом, специально снятом в интерьерах Покровского кафедрального собора Старообрядческой церкви, расположенного на Рогожском кладбище.  Выставочный проект призван не только познакомить посетителей с основными вехами старообрядческой истории, но и – главное – с людьми, для которых сохранение древнего православия стало ведущим жизненным принципом.

Идеей персонифицированного показа истории старообрядчества определяется как название выставки: «От Аввакума до Агафьи», от первоучителя протопопа Аввакума до ныне обретшей всероссийскую известность сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, так и специфика экспозиционного ряда. Экспозиция покажет не только иконы, рукописные и печатные книги, предметы церковного обихода, документы, но и портреты XVIII-XX вв., что даст возможность публике увидеть лица людей разных эпох, преданно сохранявших старую веру и внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру.

Два века поступательного развития – XVIII и XIX – позволили проявиться многим ценным и общественно-значимым чертам, присущим традиционному жизненному укладу. Имена Морозовых, Солдатенкова, Рябушинских, Кузнецовых, Рахмановых ныне широко известны по их деятельности в области промышленности и банковского дела, щедрой благотворительности и меценатству, размаху коллекционирования.

КРОЛЕЦЫП И ХОМЯК ТЬМЫ:  Наполовину цыпленок, наполовину кролик. Целиком — настоящий герой!

Кинокомпания Вольга представляет новый анимационный приключенческий фильм  «Кролецып и Хомяк Тьмы». На экраны выходит новый фильм анимационной студии nWave Pictures, известной такими картинами, как КОРОЛЕВСКИЙ КОРГИ, КОТ ГРОМ И ЗАКОЛДОВАННЫЙ ДОМ. Главный герой новой картины харизматичный и отважный Кролецып. Больше всего на свете он мечтает стать искателем приключений. Наполовину кролик, наполовину цыплёнок—наш герой сочетает лучшие качества обоих животных. Когда его дому угрожает опасность, Кролецып отправляется в авантюрное путешествие по удивительным местам, чтобы найти древний артефакт – таинственного Хомяка Тьмы.

«Глубокие воды»:  Любовь ранит. Страсть убивает…

В кино с 18 марта! Еще одна картина, представленная Кинокомпанией Вольга — эротический триллер «Глубокие воды» от мастера жанра Эдриана Лайна («9 1/2 недель», «Роковое влечение», «Непристойное предложение», «Неверная»). На первый взгляд, у Вика (Бен Аффлек) и Мелинды (Ана де Армас) есть всё, о чём можно мечтать – очаровательная дочка, роскошный дом и успешные друзья. Но их брак превратился в порочную игру, где она намеренно не скрывает свои измены, а он прощает ей всё. Когда одного из её любовников находят мертвым, супругов все сильнее затягивают глубокие воды подозрений и лжи…

«Герой» 
 
С 3 марта компания Про:взгляд выпускает в прокат захватывающую психологическую драму «Герой» (A Hero) от двукратного лауреата премии Оскар, иранского режиссера Асгара Фархади. Картина рассказывает о человеке, который после совершения доброго поступка оказывается в центре общественного внимания и не может справиться с последствиями собственной славы.

Премьера «Героя» состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале, завоевав Гран-при конкурса. Помимо этого, у картины уже есть номинация на «Золотой глобус» и Азиатско-Тихоокеанская кинопремия за лучшую режиссуру.

По сюжету осужденный за неуплату долга Рахим (Амир Джадиди) получает возможность на несколько дней выйти из тюрьмы, чтобы навестить близких. В это время его возлюбленная Фархондэ (Сахар Голдаст) находит на автобусной остановке женскую сумку с золотыми монетами. Вырученной за них суммы хватило бы для того, чтобы покрыть часть задолженности. Но Рахим решает вернуть находку законной хозяйке.…  

В картинах Фархади почти не бывает  отрицательных героев: у каждого персонажа – своя правда. По его словам, — он много раз читал подобные истории в газетах. — Это были статьи о простых людях, которые неожиданно оказывались в центре внимания, совершив какой-то альтруистический поступок. Эти сюжеты были во многом похожи друг на друга. И на создание фильма «Герой» меня вдохновила не какая-то конкретная новость, но в ходе написания сценария я держал все эти истории из прессы в голове.