Ситцевый край России

Города России. Все они разные и все по-своему уникальны. Практически каждый из них имеет свою визитную карточку, которая выделяет его на фоне других городов страны. Иваново отличается от своих соседей даже в этом. У этого города несколько ассоциаций и одна из них – ситцевый край. И прозвали так этот город не случайно.

Полотняный промысел в этом крае появился изначально у крестьян. Ивановские земли не отличаются плодородием, занимаясь земледелием особо не прокормиться. Большая часть крестьян занималась ремеслами, в том числе и ткачеством из льна.

С появлением привозного хлопка начали ткать из смешанных ниток – льняных и хлопковых. Качество ткани при этом получалось другим, а появившаяся ткань была названа ситец. Название пришло к нам из Индии, где пеструю ткань называли ситрас, что в переводе означало пестрый.

И не случайно именно в Иваново был создан музей, посвященный ситцу. Подобных музеев в России больше нет и посвящен он истории производства хлопчатобумажных узорчатых тканей. В его коллекции, основанной на материалах ивановского фабриканта и мецената Дмитрия Бурылина, около полумиллиона видов тканей.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин, много сделал не только для развития ивановской промышленности, но и для сохранения образцов тканей для потомков. Кроме того, он был известным коллекционером старинных монет, часов и других ценностей.

Музей располагается в семейном особняке Бурылина. Дом построен по проекту архитектора Александра Снурилова в стиле модерн с кованым декором, лепниной и итальянскими витражами. Здесь много маленьких комнат, потайных дверей и переходов, хозяин дома очень любил загадки и тайны.

Подземный ход из особняка Бурылина в Краеведческий музей
Купленный особняк Бурылин перестроил в 1904 году. И с тех пор здание практически не изменилось. Сооруженный в начале 19 в. дом первоначально был одноэтажным, но, перестраивая его, архитектор добавил второй этаж.

Новый особняк был облицован глазурованным кирпичом. До наших дней сохранились итальянские оконные витражи южного фасада здания, ажурные металлические решётки и лепнина.

В особняке даже частично сохранён интерьер начала прошлого века: сложная планировка, резные двери и декоративная отделочная плитка. Парадная лестница, если рассматривать ее столбы из древнего известняка, можно увидеть остатки раковин древних моллюсков.

Настоящий подземный ход соединяет особняк с краеведческим музеем, который расположен напротив, через дорогу. Дмитрий Бурылин построил его в 1914 году, пожелав открыть доступ к своим древностям и редкостям как можно большему количеству людей. Экскурсоводы говорят, что решётку подземного хода охраняли две статуи рыцарей и, когда двери закрывались, они скрещивали мечи, преграждая любопытным проход.

В одном из залов особняка на потолке можно увидеть роспись в виде родового дерева Бурылиных. Хозяин предполагал, что дом будет настоящим семейным гнездом. Но вмешалась революция.

А на третьем этаже когда-то была оранжерея. Сейчас об этом напоминает только стеклянный пол, он же потолок над лестницей.

Потолок с семейным древом в одной из комнат особняка
Основная экспозиция музея «Ивановский текстиль. #история и современность» рассказывает о развитии текстильного производства с древнейших времен до наших дней. Ивановский ситец показан как произведение декоративно-прикладного искусства, сохраняющего традиции народного орнамента.

Экспозиция рассказывает о том, как делались набивные ситцы в кустарных условиях. Как раскладывали ткань и набивали на неё рисунок вручную при помощи специальных резных досок – манер.

Так выглядит доска-манера. Молоточком постукивали при нанесении рисунка на ткань, для лучшего впитывания краски
Для окрашивания использовали натуральные красители, а рецепты красок держали в строгом секрете. Каждый мастер хотел, чтобы его ткани были яркими, красивыми, а значит и самыми раскупаемыми. Мастера, которые владели секретами краски, были одними из самых высокооплачиваемых работников.

Резчики манер ценились на вес золота. Ведь секреты мастерства передавались от по наследству. Передавались не только навыки резьбы, но знания, из каких пород и для какого рисунка нужно вырезать манеру. Так, для мелкого рисунка годился бук, граб, дуб, для крупного — груша.

Материал об этом был опубликован на канале «100dorog» на платформе Яндекс-Дзен.