Гостиничный бизнес в России старается соответствовать мировым стандартам. Это касается и определения категории отелей, так называемой «звёздности». Следует отметить, что ранее российским законодательством было установлено требование о проведении обязательной сертификации в отношении определенных видов деятельности, но с 2004 года оно упразднено. С этого момента оценка соответствия организуется исключительно в добровольном порядке.
Предприниматели проходят сертификационные мероприятия по следующим причинам:
для возможности отнесения сервиса к определенному ценовому сегменту (например, «люкс»);
присвоения предприятию определенной категории (например, звездность у гостиницы);
привлечения внимания клиентов и партнеров к конкурентным преимуществам компании;
участия в конкурных процедурах, если их организаторы просят от участников предоставления сертификата;
возможности заключения контрактов с крупными компаниями – лидерами рынка;
увеличения продаж и улучшение финансовых показателей предприятия;
выхода на международные рынки сбыта, если законодательством стран установлено требование об обязательном наличии сертификата ИСО.
Для отдельных видов услуг установлено требование об обязательной оценке соответствия, однако она проводится не в форме сертификации, а путем лицензирования (согласно ФЗ-99). Данное правило охватывает:
сферу здравоохранения и красоты;
пассажирские и грузоперевозки;
работу по консолидации и уничтожению отходов высокого класса опасности;
организацию охраны;
иное.
Для иных видов деятельности бизнесмены самостоятельно решают о целесообразности проверки и получения сертификата на услуги. Обычно независимая сертификация востребована у салонов красоты, общественного питания, розничной торговли, ремонтного, страхового, финансового сервиса и т.д.
Как осуществляется независимая оценка?
Сертификационные мероприятия организуются в одной из зарегистрированных систем добровольной сертификации. Предприниматель самостоятельно выбирает, по каким направлениям будет инициирована проверка соответствия.
При оценке применяются такие способы, как:
Вариант 1. Предполагает, что оценивается мастерство исполнителя: его профессиональная подготовка, знание нормативной документации. Применяется в тех сферах, где результат работы зависит от квалификации конкретного человека (например, массаж, стрижка, выпечка тортов на заказ и т.д.).
Вариант 2. Предполагает оценку процесса оказания услуг. Проверяется наличие нормативной документации и соблюдение ее положений, оснащенности оборудованием, инструментами, расходными материалами, профессионализм мастеров, стабильность процесса организации работ и т.д. Эта схема применяется косметологическими и медицинскими клиниками, кафе, ресторанами.
Вариант 3. Предполагает проверку функционирования предприятия в целом. Изучаются его нормативные документы, квалификация персонала, программное обеспечение, оснащенность оборудованием и иными материальными средствами, программное обеспечение, условия обслуживания клиентов и т.д. Эта схема используется при оценке соответствия гостиниц.
Также компании вправе пройти сертификацию по стандартам ИСО. Например, ИСО 9001 устанавливает требования к организации модели управления качеством. ИСО 14001 определяет правила экологического менеджмента, 45001 – охраны здоровья персонала и т.п.
Какая документация нужна для оценочных процедур?
Для реализации проверки предприниматель составляет заявление и предоставляет уполномоченному органу следующую документацию:
ОГРН, ИНН фирмы;
устав (при наличии);
описание оказываемых услуг;
нормативно-технические документы, которые регламентируют порядок работы компании;
штатное расписание и подтверждения квалификации сотрудников;
документы на помещения, которые находятся в собственности/аренде у предприятия;
сведения о применяемом оборудовании, инструментах, расходниках, программном обеспечении;
иное (по запросу).
В добровольном порядке заявитель вправе предоставить ранее полученные сертификаты, результаты опросов клиентов, проверок инспекций, отзывы посетителей и т.д.
Что включает процедура проверки?
Порядок организации сертификационных мероприятий устанавливается профильным госстандартом 54659-2011. Им определена следующая последовательность работ:
Период действия сертификата определяется заявителем, максимально он составляет три года. На весь период предприятие получает право применять в целях рекламы и маркетинга знак качества системы.
Если сертификат выдается на период более 1 года, то ежегодно в компании проводится инспекционный контроль. Содержание его мероприятий определяется спецификой деятельности фирмы.