Дом-музей Дом городского головы Г. Н. Ботникова. Таких музеев вы точно не видели

Частный музей Дом городского головы Г. Н. Ботникова, посвящен памяти одного из самых популярных градоначальников города Костромы – Геннадия Николаевича Ботникова, который занимал эту должность с 1898 по 1912 годы.

Геннадий николаевич ботников, а ему принадлежал дом с 190 по 1914гг, – состоятельный костромской купец и городской глава, член Государственной Думы Костромской губернии. Он выделял немалые личные сбережения на благотворительность и благоустройство города.

Так, за его счет был благоустроен сквер в центре города, была построена электростанция, пожарное депо и общественная библиотека, был открыт ряд учебных заведений, проложена телефонная сеть. Сделанная им городская канализация прекрасно работает до сих пор на зависть соседним городам. Многие считают всю Кострому – музеем Ботникова под открытым небом.

Его жену Анну Степановну называли самой красивой женщиной Костромы. Она была из крестьянок, но держала себя словно барышня. После революции 1917 года Г.Н. Ботников оказался в Крыму, но за границу, как многие тогда, почему-то не уехал.

В 1920-м году он вернулся в Кострому, без денег и больной. Родственники его приняли, но вскоре на 60-м году жизни Геннадий Николаевич умер от разрыва сердца.

Дом, в котором сегодня воссоздан музей, использовался им как дом для проведения деловых встреч и визитов. Каждый сюда пришедший может почувствовать себя гостем купца.

Раньше на месте дома стоял храм, дом построен на его фундаменте. Остатки храма обнаружили при реставрации.

В подвалах и на чердаке дома найдено много интересного, найденные предметы бережно восстановлены и сейчас их можно увидеть в экспозиции.

Здесь можно ходить без всяких ограничений, в комнатах нет красных ограничительных ленточек и можно подробно рассмотреть рисунок на фарфоре, старинные надписи на жестяных банках или великолепную деревянную резьбу мебели.

И каждый предмет раскрывает часть жизни жителей купеческого города, приоткрывает тайны и загадки ушедших времен. Гуляя по комнатам, обратите внимание на потолки – они натяжные из шелка и в каждой комнате разные.

Среди бесчисленных экспонатов музея, есть редчайшая коллекция французских картин-гобеленов вышитых из тончайшего шелка. Созданы они по безвозвратно утраченной технологии. На них вышиты фигуры дам.

При наклоне картины платье дамы меняет цвет. Когда картина расположена на уровне глаз, платье серое. Стоит присесть и посмотреть на картину снизу, платье меняет цвет на белый.

Музей не был бы так интересен, если бы не гид. С самого порога Алексей с юмором, в мельчайших деталях ведет свой рассказ о быте русской интеллигенции на рубеже эпох, его рассказ так захватывает так, что ты будто на машине времени переносишься в то время, когда все предметы дома служили гостям и жильцам и ощущаешь себя в том далеком времени…

Алексей проводит гостей по всем девяти комнатам музея, останавливаясь делая акценты на самом интересном.

В кальянной комнате, например, был рассказ об истории появления смокинга. Кто знал, что оно связано с курением? А это так.

По этикету, с сигар пепел не стряхивают, он должен упасть сам. А падая, пепел пачкает костюм. Нужна была ткань, с которой пепел соскальзывал бы и не портил ее. Такой тканью был атлас. Из атласа шили халаты, но не всегда можно было встречать гостей в халате и тогда был придуман смокинг. Пепел легко падал на пол с атласных лацканов и манжетов.

Интересен рассказ про этикет. В одной из комнат стоит большой, накрытый для ужина стол и тут Алексей захватил внимание всех. Было показано как сложить тканевую салфетку перед тем как положить ее на колени, пробежались по приборам, бокалам для жидкостей, емкостей для горячего и холодного вина, емкостям для специй, вилкам….

Существовала даже такая специальная вилка для колбасной нарезки – накалываешь кружочки колбасы, а потом специальным рычажком сдвигаешь это все на своею тарелку. Почему сейчас таких нет в магазинах?

Материал об этом был опубликован на канале «100dorog» на платформе Яндекс-Дзен.